понедельник, 25 апреля 2022 г.

Раздольинское озеро. Зимний поход на острова.

 Лучше всего использовать исконную топонимику. А именно:

Колосково=Лууколонмякки ( Luukkkolonmaki)

Раздолье=Мяккря (Makkra)

Сосново=Рауту (Rautu)

Новостройка-Лейнинкюля (Leininkyla)

Раздольинское озеро = Лейнинкюлянярви

Пролив (у мыса) = Мёрскюнсалми (Сморчковый)

Острова: Койвусаари (Березовый); Петяясаари (Сосновый); третий остров — Леппясаари (Ольховый);. самый западный Суурсаари (Большой)

Уловное озеро=Раутярви

остров Леппясаари

Я на Леппясаари

Святое дерево на Суурсаари

Постройка современная на Суурсаари

Сосны на Суурсаари


Историческая справка (из книги "Карельский перешеек. Земля неизведанная")

Расположенная на южном берегу озера Лейнинкюлянярви [ныне Раздолинское] деревня носила одно название с озером, точнее, озеро получило его от деревни. Она находи­лась всего в двух километрах от станции на север, почти по ходу поезда.

В писцовых книгах 1500 — 1568 годов отмечены деревни Лепакали, Горка в Лепакали у озера, у Лепакальского, деревня Заболотье в Лепакали, Лилино, Глухово, Соткуево. Всего 11 дворов. Во время первого захвата шведами русской Карелии (1580—1597) в деревне проживали Юрки Несторович, Иван Илитуйнен, и Васки Михайлович.

После присоединения Рауту обратно к России (1700 — 1721) начинается период строительства помещичьих усадеб. Когда Антон Девиер, владелец всего Рауту, разделил между сыновьями свое поместье, Лейнинкюля досталась его сыну Антону.

К землям усадьбы принадлежали следующие деревни: Хаапакюля, Керипата, Кууселанканта, Лейнинкюля, Луукко ланмяки, Маанселькя, Митронмяки, Мякря, Орьянсаари, Пир- холанмяки, Сиссонмяки, Суурхоусу, Тероланмяки, Токкари и Вепса. Всего 58 дворов, в 16 деревнях. Затем в 1769 году усадьба была продана за 9500 рублей вице-губернатору Вы­борга Энгельгарту. После его смерти вдова продала имение барону Йогану фон Фредриксону (1824). Сюда вошли собственно здание усадьбы с парком, а также деревни Хаапакюля, Лейнинкюля, Луукколанмяки, Митронмяки, Орьянсаари, Мякря и Сиссонмяки. В общей сложности 30 дворов. Баронесса София фон Фредриксон продала государству (1879) все земли по­местья кроме 100 га основной территории усадьбы. Позднее один землевладелец, Николай Аверин, купил часть усадьбы вместе с постройками, а учитель Кокко — другую.

Само главное здание усадьбы Лейнинкюлянхови располагалось на живописном юго-восточном берегу озера. Постройка начала XIX века была выполнена в неокласси­ческом стиле. Огромное двухэтажное здание, в котором насчитывалось 75 комнат, окружал парк и надворные стро­ения. К сожалению, деревянная постройка не сохрани­лась до наших дней.

Озеро было замечательным. Чистая, мягкая вода Лейнинкюлянярви (или, проще, Лейниярви) сияла, как бирюзовый камень в зеленой оправе красивых берегов, поросших лесами. Пролив Мёрскюнсалми (Сморчковый) разделял его на две половины. Восточный плес принадлежал землям деревни Лейнинкюля, расположенной на его юго-восточном берегу. Западный плес был значительно меньше и принад­лежал уже землям соседней деревни Мякря. Там к берегу подходит железная дорога и шоссе. Озеро это самое крупное в волости Рауту и связано небольшой протокой со вторым по величине озером Раутярви [ныне Уловное] с дикими в то время берегами. На восточном плесе Лейнинкюлянярви располагались четыре острова, отличавшиеся по размерам и растительности. Первый из них, самый ближний к берегу старой усадьбы, назывался Койвусаари (Березовый). Здесь, как и следует из названия, произрастал белостволь­ный березняк. Площадь острова была невелика, около гекта­ра. Его окружала водная растительность. Следующим был остров Петяясаари (Сосновый), немного больше предыдущего. Он возвышался над озером благодаря своим вековым соснам, склонявшим к воде свои могучие кроны. Зимой местные жите­ли проводили рядом с островом скачки на лошадях.

Третий остров — Леппясаари (Ольховый) был меньших размеров и покрыт лиственным лесом. Самым дальним на запад островом считался Суурсаари (Большой).

Он и вправду был самым крупным на озере (4 — 5 га). На его западной оконечности находилось небольшое поле. Вся остальная поверхность была покрыта смешанным лесом. Последним крестьянином, заготовлявшим здесь сено, был Юхо Мёрскю. На Суурсаари были заросли ландыша, и, когда он расцветал по весне, чудный запах распространялся по озеру, достигая противоположного берега.

В начале 1930-х годов в деревнях Лейнинкюля и Вехмайнен образовали рыболовное общество, целью которого было наблюдение и уход за рыбными ресурсами бассейна озер Лейнинюолянярви, Раутярви и Мякряярви. Прежде всего, повели борьбу с браконьерством. На первом же собрании рыболовного общества постановили обязать каждого рыболова-любителя обзавестись рыборазводным ящиком, чертежи которого были розданы всем членам общества. Уже следующей весной десятки тысяч мальков щуки были выпуще­ны в озеро. В то время уже была привезена в Финляндию и разведена американская ондатра. Решили, что она легко при­живется на Карельском перешейке. От ондатры можно по­лучать ценный мех. И вот, как-то в начале осени прибыли поездом пять первых пар ондатр. Ящики со зверьками забот­ливо привезли на берег и выпустили ондатр на волю. Члены правления рыболовного общества Ханнес Ихалайнен и торговец Сиппонен стали первыми, кто завез в наши края ондатру.

Местные крестьяне, конечно, никогда не видели подоб­ных зверьков, и поэтому сразу же случился небольшой кон­фуз. Спустя полчаса после того, как ондатр выпустили, при­ятели услышали звук выстрела, легко донесшегося через озеро. Когда они приплыли на лодке обратно, то к ним навстречу выбежал изумленный мужик, держа в одной руке ружье, а в другой — только что убитую им ондатру. «Гляди-ка, како­го зверя я подстрелил», — похвастался охотник с вытаращенными от изумления глазами. Ему прояснили дело. На следующем собрании общества всем было сообщено о новом зверьке, выпущенном в озеро. Предупредили ленсмана. Охоту на ондатру было решено запретить на пять лет. Ондатра быстро прижилась и размножилась в Рауту. Отсюда она попала в бассейн Вуоксы, в озеро Сувантоярви и далее. Разрешение на отлов ондатры стали давать уже через три года. Зверьки стали часто попадать в рыболовные мережи, сделанные из прутьев, и рвать их, чтобы высвободиться. Тогда срочно была придумана новая система мережи, чтобы и рыба, и ондатра попадали в нее и не могли выбраться. С тех пор этот маленький зверек, «водяная крыса», живет в бассейне Вуоксы. Но первым озером, приютившим ондатр, стало Лейниярви.

Сама деревня Лейнинкюля была окружена березами и целыми аллеями из берез. Регулярные насаждения вели свое начало еще от усадебного хозяйства. В 1930-е годы сохраня­лось около половины построек усадьбы, вместе с главным зданием в окружении парка. На высоком холме стоял дом Юхо Луоманена. Рядом с шоссе в направлении Рауту находился ингерманландский детский дом. После гражданской войны в Северной Ингрии (Токсово —Лемболово) много се­мей перебрались через границу и остались жить в Рауту. Для детей, лишившихся в ходе войны родителей, было отве­дено специальное место и построен дом.

Если повернуть в сторону станции, то обязательно пройдешь мимо дома Реландера, ворота, на усадьбу которого украшали чугунные львы. Далее между дорогой и берегом на­ходился окруженный яблоневым садом дом советника общины Кокко. Чуть раньше этого места отходит дорога на стан­цию. В предвоенные годы она была приведена в отличное состояние. Автобусная линия связывала деревню со станцией. Остальные дома Лейнинкюля находились поблизости от этой дороги. Из известных людей Рауту здесь жил ленсман волости. Дальше вдоль дороги начинались уже дома Хаапа- кюля и станция Рауту. На противоположной стороне озера в Лукколанмяки (между Новостройкой и Колосково) жил кантор Рауту Юхо Косола. Он занимался разведением пчел и имел хороший сад. В этом месте берег озера очень красив, и местные жители справляли праздник Юханнус (Иванов день) обычно здесь. На берегу разжигали костер и гуляли всю ночь напролет.

Всего в деревне было 14 домов. Половина из них отно­силась к школьному округу Вехмайнен, а другая — к Мякря. Молодежное общество и другие общественные организации также находились в соседних деревнях.

В первый же день войны 1939 года население деревни отправилось в двухгодичную эвакуацию. 1 сентября 1941 года Рауту была освобождена. Через три дня 13 человек (делега­ция из жителей Рауту) первыми приехали на родину, как у нас говорят, на разведку. В пепелищах и руинах трудно было узнать прежние деревни. Повсюду одни черные печи вмес­то домов. Спустя несколько дней, делегация уехала. Когда фронт на Карельском перешейке стабилизировался, из ставки пришло указание выделить 50 — 60 человек прежних жите­лей для уборочного десанта. Весной 1942 года стали приез­жать познакомиться с обстановкой уже все желающие. В апреле стали выдавать разрешение на постоянное житель­ство. Для 6-тысячного населения Рауту было выделено всего 2 тысячи таких «разрешений на пребывание». Пригранич­ные деревни по-прежнему были закрыты для гражданских лиц. В деревне Лейнинкюля были уничтожены все жилые постройки, и вернувшиеся хозяева сразу взялись за топор. Новая эвакуация настигла не успевших еще оправиться от прежних потрясений людей.

В советское время (1948— 1949) деревню переименовали сначала в «Песочное», затем утвердился новый вариант на­звания — «Новостройка». В наши дни берега озера застроены большими дачами, которые разбросаны вдоль всего берега.


Комментариев нет:

Отправить комментарий